О работе на фрилансе говорят много, но вот о перспективах направления, возможности превратить его в бизнес — пока недостаточно. Особенно в нашем блоге. Мы решили исправить эту ситуацию и провели опрос среди пользователей сервиса с целью выяснить кто, когда, какой бизнес открыл и чем завершилась данная затея, от каких факторов зависел успех того или иного предприятия.
Первым кандидатом, ответившим на наши вопросы стал Сергей Алтунин — дизайнер, архитектор, руководитель одноименной дизайн-студии. У Сергея есть несколько научных публикаций на архитектурную тематику, закончил он Донбасскую Национальную Академию Строительства и Архитектуры с отличием и сейчас за плечами у него более 100 успешно завершенных проектов в Украине, России, Польше, Казахстане и Германии.

В своем резюме-портфолио Вы указали, что архитектура и дизайн являются не просто работой, но и хобби. Когда Вы впервые задумались о превращения хобби в бизнес?
Я вырос в семье архитекторов, все детство меня окружали книги об архитектуре и дизайне, подрамники с проектами, макеты, картины и чертежи. Родители, пафосно говоря, с детства старались привить мне художественный вкус и любовь к прекрасному. Позже мой старший брат также пошел учиться на архитектурный факультет. Поэтому неудивительно, что я как-то плавно попал в эту же профессию. Впервые о выборе профессии архитектора я задумался в 9-м классе, когда пошел учиться рисовать к преподавателям архитектурной кафедры.
Когда открыли свою студию и сколько Вам было лет? Какие сложности возникали в процессе?
Уже на старших курсах академии я работал в архитектурной мастерской моего отца. Параллельно начал искать самостоятельные проекты. Тогда же открыл для себя удаленную работу и Freelancehunt. В 2013-14 году, по известным причинам, в Донецке работы для архитекторов стало мало, и отец был вынужден закрыть свою мастерскую. У меня был выбор: переезжать в другой город или пытаться самостоятельно искать работу удаленно. Я выбрал последнее. Сначала работал сам. Постепенно, заказов стало больше и я стал привлекать первых помощников — таких же фрилансеров, работающих удаленно.
В 2017 году я решил, что экономически мне выгоднее и продуктивнее, с точки зрения качества продукта, иметь маленькую команду не только удаленно, но и в офисе. Так я нанял первых двух сотрудников, приобрел недостающее офисное оборудование, технику и мебель, запустил свой сайт и частично «вернулся в офис». Кроме двух работников в офисе, я тогда еще сотрудничал с 2-3 фрилансерами. На тот момент мне было 27 лет.
Главные трудности для меня были, скорее, психологические. Непривычно было нести определенную ответственность за сотрудников, стараться, чтобы им было комфортно, чтобы они, с одной стороны отрабатывали свои зарплаты, с другой — не перегружать их. Были опасения, смогу ли я обеспечить сотрудников нужными объемами заказов. Кроме того, у меня появилось много чисто организаторских функций, которых ранее не было, это, естественно, отвлекало от непосредственно творчества.
Вы указали, что родились в семье архитекторов, какие проекты они делали? Возможно на первых порах родители помогали профессиональным советом. Теперь Вы им?
Да, у меня в семье все архитекторы: родители, брат, жена, жена брата — целая династия. Когда мы на Новый Год собираемся за столом — обсуждаем не салат и Иронию Судьбы, а новый фасад театра на Подоле 😊.
Главный архитектор в семье — мой отец. По версии архитектурно-строительного журнала АСС он входит в ТОП-100 архитекторов Украины. Дважды его объекты побеждали во всеукраинских номинациях «Объект года». Сейчас у него работы меньше, и он больше занимается воспитанием внучек и ведет обучающие курсы для молодых дизайнеров. Однако я часто пользуюсь советами отца как в организации работы студии, так и в профессиональном плане. Я всегда ценю его мнение и очень счастлив, что у меня есть такой учитель и помощник.
Были ли у Вас шансы стать не архитектором?
В школе я увлекался программированием, побеждал на разных олимпиадах. Если бы не пошел в архитектуру — точно бы пошел в «компьютерщики».
Но, как говорится, судьба была решена, когда я впервые попал на архитектурный факультет. Это уникальная, конечно, профессия. Бывают периоды, когда ее искренне ненавидишь, а бывают моменты почти экстатического блаженства.
У Вас есть услуги по архитектурному проектированию, дизайну интерьеров и услуги под ключ. Какие из них пользуются большим спросом?
На 80–90% мы занимаемся разработкой проектов дизайна интерьеров. Архитектурным проектированием сегодня меньше занимаемся. Удаленно делать «Большую архитектуру» проблемно, а в моем регионе сейчас не до стройки.
Первые средства заработали самостоятельно, занимали или брали в кредит?
Я всегда стараюсь чуть-чуть откладывать на «черный день». Поэтому, в кредиты и долги залезать не пришлось.
Как быстро вышли на окупаемость?
Инвестиций первоначальных у меня особо крупных не было, в общей сумме до $ 5 000. Поэтому окупились они довольно быстро, месяца за 3-4, наверное.
А периодов с отрицательным балансом пока, слава Богу, не было.
Вы поделились опытом, приобретенным при открытии студии. Скажите, а как дела обстоят сейчас? Есть сложности на текущем этапе развития?
Какие-то трудности, наверное, есть всегда — это нормальный рабочий процесс.
Какие-то сотрудники уходят, приходится искать им замену; бывает, не так много заказов, как хотелось бы; а иногда заказчик «сложный» попадется. Я стараюсь к этому всему относиться философски. У нас профессия подразумевает постоянные этапы взлетов и падений, это нормально.
Есть ли зависимость заказов от сезона? Бывали ли месяцы, когда совсем не было заказов?
Совсем без заказов пока не было, но традиционно: майские праздники, новогодние, период отпусков и каникул — спад в объемах заказов. Осень и весна у нас самое продуктивное время.
В каких регионах заказывают чаще? Приходится ли выезжать на объекты или работа ведется больше удаленно?
У меня большинство заказов идет из Киева, Киевской области и Харькова. Бывают периоды, когда делаем подряд несколько заказов на другие страны или регионы. Чаще всего работаем полностью удаленно, без выезда на объект.
В резюме Вы указали, что сотрудничали с англоязычными клиентами, посетили несколько стран с целью бизнес-поездок. Также у Вас есть более 80 успешно завершенных проектов в Украине, России, Польше, Казахстане и Германии. Расскажите об этом поподробнее. Есть ли различия в работе с нашим и иностранным клиентом?
На данный момент есть уже порядка 150 проектов, точно не считал. Полезный опыт у меня был, когда я работал совместно с английскими архитекторами. Это интересно, но сложно в плане различий в менталитетах. Также я делал проекты во многих странах, в основном для наших бывших соотечественников. Главных особенностей работы с заграницей две: язык строителей, и, соответственно, чертежей, и нюансы рынка материалов и оборудования. Например, я сделал около 10 проектов в Польше.
Заказчики — украинские IT-шники, но реализуют это все польские строители. Приходилось переводить чертежи через Google Translate, а там множество специализированных строительных терминов. Не скажу, что это было увлекательно. Вторая особенность — на нашем рынке представлены одни производители материалов, мебели, света, а в Польше совершенно другое все. Те же материалы идут под другими торговыми марками. Частично выручали, конечно, крупные интернациональные фирмы, та же Ikea и Leroy Merlin.
Какие Ваши самые любимые проекты или те, которыми гордитесь?
Любимых проектов много, обычно в каждом проекте, который мы выпускаем, есть что-то родное и любимое. Архитекторы любят сравнивать свои проекты с детьми. Бывает, дети расстраивают, но ты все равно их любишь.













Работали ли вы с крупными брендами, если да, то какими? Если нет, то почему? Каких клиентов вы предпочитаете?
К сожалению, с крупными брендами не работал. Была возможность такого сотрудничества в Казахстане. Но, чтобы получить контракт, нужно было лететь в длительную командировку в Нур-Султан. У меня в тот момент жена была на поздних сроках беременности, и я отказался.
В целом, отсутствие опыта работы с крупными фирмами я объясняю особенностями удаленного рынка. Крупные бренды не очень охотно сотрудничают с фрилансерами. Я наоборот, можно сказать, специализируюсь на бюджетных проектах. Мой принцип: сделать классно и бюджетно. Это такая ценовая ниша — «от Ikea». Однако в большинстве проектов мы стараемся, чтобы интерьер выглядел и воспринимался дороже, чем он есть на самом деле.
В нашем опросе вы указали, что Ваш бизнес успешный. Если не секрет, какой примерный годовой оборот? Как Вы считаете, повлияло ли на успех профессиональное образование, которое Вы окончили с отличием?
В успешный год оборот доходил до 25 000–28 000 $. К сожалению, не каждый год можно считать таким успешным, но на хлеб с маслом, слава Богу, хватает.
Профессиональное образование, я считаю, однозначно должно быть. На эту тему идет много споров. Конечно, редко кто работает архитектором без профильного диплома, а вот дизайнеры — другое дело. Принято считать, что образование здесь не обязательный пункт. Однако лично мой опыт показывает, что процент хороших дизайнеров без профильного образования однозначно мизерный. Хотя, естественно, и хороший диплом не гарантирует высокую степень профессионализма конкретного дизайнера.
На нашем сервисе Вы зарегистрировались 7 лет назад. Расскажите, как помогает сервис в работе студии?
Freelancehunt — это мегапомощник для тех, кто работает удаленно. Причем, как для поиска удаленного работника, так и для поиска работы. Без лишней лести — лучший фриланс-сервис Украины.
В заключение: чтобы Вы хотели пожелать нашей команде и другим пользователям сервиса.
Пожелать обязательно хочу мира, душевного равновесия, кайфа и финансовой отдачи от работы! Живите и радуйтесь!

Редакция блога Freelancehunt благодарит Сергея Алтунина за развернутые ответы и небольшой бонус для читателей в виде недавно опубликованной подборки.

Надеемся, что статья получилась полезной и вдохновляющей для многих. Возможно, кто-то узнает в нашем герое своего фрилансера или заказчика 😉, а мы продолжим знакомиться с предпринимателями в следующих выпусках.