Сегодня мы немного больше узнаем о закулисной жизни дикторов и звукорежиссёров. Ведь у нас в гостях Даниил Громов, который занимает топовые позиции на Freelancehunt!

— Здравствуйте, Даниил! Расскажите, пожалуйста, как вы начали свою карьеру в сфере аудио? Почему решили заниматься именно этим? Это было ваше собственное желание или воля случая? Какое у вас образование?
— Музыка мне нравилась с детства. Сначала школьные дискотеки, потом институтские, потом городские. На одной из таких городских дискотек, кстати, познакомился с Серёжей Галибиным и Володей Зеленским, тогда ещё даже не президентом. Это был Кривой Рог, далёкий 1995 год… Сергей сказал, что открывается первая ФМ-станция в городе, радио «Система», и нужны операторы эфира. Менять диски, кассеты и всё это миксовать в эфире, не хочу ли я попробовать. Ну вот с того момента, можно сказать, и пробую. 🙂

На тот момент я учился в Криворожском педагогическом и параллельно работал на радио. Отделение у меня было филфак, и это, безусловно, послужило толчком, чтобы попробовать себя не только в качестве звукорежиссёра, но и диктора. После нескольких эфиров понял: радио — это моё на 300%, во всех его проявлениях. И дикторство, и звукорежиссура, и креатив.

— Чем вообще занимается диктор и что входит в его обязанности?
— Обязанности диктора — читать. Говорить и читать, читать и говорить. Обязанностей у диктора как таковых нет особых. Если ты только диктор, приехал в студию (если нет своей), отчитал, получил гонорар и уехал. Всё максимально просто. Другой вопрос: хочет ли диктор развиваться?

Большинство текстов, которые читают дикторы, достаточно «скучные», если так можно выразиться. И это притупляет со временем желание двигаться вперёд. А диктору, поверьте, всегда нужно двигаться и развиваться. Нужно вырабатывать свою манеру, работать над дикцией, делать упражнения для постановки голоса, пробовать роли, которые кажутся, на первый взгляд, 100% не твоими. Другими словами, вся эта работа над собой остаётся за кадром, вне студии.

А насколько хорошо диктор работает над собой, можно легко судить по количеству дублей при записи. Хороший диктор читает «с лёту», что называется, 2-3 дубля с разной подачей и интонацией. И в таких случаях всё ясно и понятно — человек работает над своим голосом, подачей, манерой.

У каждого радио есть свой «Эммануил Гедеонович», который попросит поставить Розенбаума «Застольную», несмотря на то, что это вообще «не формат» станции, и девочка, шуршащая в эфире обёртками от конфет.

— У вас больше 20 лет опыта на радио и телевидении. Расскажите, пожалуйста, что интересного с вами произошло за это время? Где успели поработать? Что входило в ваши обязанности? Какие интересные проекты озвучивали?
— Понимаете... Радио, телевидение, да и вообще СМИ — это болезнь своего рода. Если ты один раз заразился этим вирусом, он не отпустит. До 2001 года (а именно с этого момента я ушёл во фриланс) я проработал на нескольких станциях в разных городах Украины. После Кривого Рога была полтавская «Довира». Потом Сумы, «Радио Всесвит». И закончил карьеру в качестве программного директора «Авторадио — Севастополь».

С каждой новой станцией я добавлял опыт в свою копилку знаний. После дикторства и ведения программ попробовал писать сценарии для рекламных роликов, потом попробовал их озвучивать, потом попробовал монтировать уже воедино рекламные ролики. Вот так из простого звукорежиссёра, меняющего диски в эфире, я стал диктором, звукорежиссёром, креативщиком и в итоге директором своей собственной студии продакшн.

Интересные случаи? Они происходят на радио каждые 5 минут, поверьте. Если смотрели фильм «День Радио», на хорошей станции вот так всё и происходит. У каждого радио есть свой «Гидеван Александрович», который попросит поставить Розенбаума «Застольную», несмотря на то, что это вообще «не формат» станции, и девочка, шуршащая в эфире обёртками от конфет. Всё это есть, точнее сказать, было. Увы, радио сильно изменилось с тех пор.

Что касается обязанностей на радио, это всё условно, и все, кто там работает, — это «универсальные солдаты». Звукорежиссёр должен уметь быстро начитать текст, сделать ролик и выдать в эфир, потому что штатный диктор задерживается. Леночка из креативного отдела может заменить Марину и прочитать выпуск новостей в эфире, потому что у Марины кошка заболела, ну и так далее. Особенность людей, которые решили связать себя с радио, — это взаимозаменяемость. Именно поэтому человек, который пришёл на радио работать диктором, если хочет расти, через 2-3 года выходит оттуда и диктором, и сценаристом, и ведущим эфира. Если человек хочет соблюдать на радио только сугубо свои обязанности, ему там делать нечего, такие люди редко приживаются в коллективе.

Интересные проекты? Их за время работы, думаю, уже не один десяток тысяч. Ну а если серьёзно, я люблю проекты, где максимально нужно перевоплощаться, играть разные роли. Такие проекты раскрывают творческий потенциал, взбадривают после рутинных моментов любого звукорежиссёра или диктора. Я бы отнёс к таким проектам локализацию нескольких известных игр на русский и украинский языки. Вот там приходилось включать максимум артистических возможностей. Многие мои знакомые, и не только они, играя в эти игры, даже не подозревают, что в большинстве диалогов слышат мой голос.

— Самые странные проекты, в которых вам доводилось поработать?
— Был такой, но реально один. И, кстати, это был один из моих первых проектов на этой площадке. Постучал человек, показал оооочень странное видео о «Континенте МУ», попросил перевести текст с английского и сделать русскую озвучку. Мы, естественно, выполнили этот проект, но интрига, как говорится, осталась. Никто из нас так и не понял ни сути, ни идеи, ни целесообразности того видео. Но заказчик был в восторге! Дублированный вариант в сети не опубликован, и это ещё более загадочный момент.

— Есть ли проекты, которыми вы гордитесь?
— Безусловно. В 2003 году я номинировался на ежегодную Премию имени Попова в области ТВ и Радиовещания как звукорежиссёр, с пакетом оформления эфира радиостанции. Мне не хватило пары баллов, чтобы занять первое место. Но и второе почётное — тоже неплохо. Ведь номинанты были со всего СНГ!

Ну и, конечно, участие в проекте телевизионной рекламы GoErgo с Гошей Куценко, где я выступил в качестве сценариста 2 рекламных роликов. Позвонил постоянный заказчик из Москвы и в буквальном смысле попросил сочинить «Титаник-2» за 15 минут. Нужно было два ярких коротких сценария об обуви. Мне удалось. Ролики получились просто отличные!

— Мечтали когда-либо сменить направление? Если да, то почему?
— Сменить род деятельности? Нет. На это у меня есть своя философия. Если в голову лезут мысли: «...А не бросить ли всё к чёртовой матери, уехать в деревню и заняться огородничеством?» Ответ только один: уехать, 100%, и желательно немедленно — В ОТПУСК. Если вы занимаетесь любимым делом, значит, просто пришло время отдохнуть. Если это не ваше, после отпуска вряд ли будет желание вернуться к заказчикам, новым проектам и прочим будням диктора или звукорежиссёра.

— Какими базовыми знаниями и умениями должен обладать человек, чтобы начать карьеру диктора?
— Критериев не так много. Диктор работает за кадром. Здесь не важна внешность, не нужно иметь докторскую степень. Но есть ряд моментов, которые чрезвычайно важны. Первое и главное — отсутствие дефектов речи. Если они есть, и ярко выраженные, лучше не стоит. Хотя на моей практике были люди, которые благодаря упорству и желанию работать диктором справились даже с проблемами речевого аппарата.

Второй момент — образование. Да, высшая степень по ядерной физике здесь не пригодится. А вот знание языков и литературы — даже очень. Мне помог филфак и то, что в своё время прочитал уйму книг, всяких и разных. Книги — это словарный запас, правильное построение речевых оборотов, правильное чтение ударений и, в конце концов, — просто знания.

Взял кредит, купил оборудование и за месяц заработал $300. Это были 5 моих официальных зарплат на радио.

— Вы на нашем сервисе уже 5 лет. Почему решили пойти на фриланс?
— Я не ушёл во фриланс, я стоял у его истоков в начале 2000-х. Скорее, это фриланс пришёл на широкое поле. В 2000 году я ещё работал на радио звукорежиссёром. И в голову пришла идея: ведь столько разных ФМ-станций, в разных городах, и у многих где-то не хватает полноценной продакшн студии, где-то пора бы освежить голоса в эфире, а кому-то, может, нужно сделать новое «оформление эфира». Я собрал базу электронных адресов радиостанций со всего СНГ и сделал рассылку, предлагая свои услуги. И… меня в полном смысле завалили заказами. Дошло до того, что я сидел сутками в студии, ведь нужно было делать и свою прямую работу на радио.

Решение пришло быстро — я оформил отпуск за свой счёт на месяц и решил условно попробовать поработать дома, на вольных хлебах, так сказать. Взял кредит, купил оборудование и за месяц заработал $300. Это были 5 моих официальных зарплат на радио… Как говорится: «А что тут думать?» С учётом того, что жил на съёмной квартире, родилась дочь, выбор был очевиден — уходить в свободное плавание, ведь тогда понятия «фриланс» ещё не существовало в нашем обиходе.

Сейчас фриланс-площадки — это всего лишь расширение возможностей для меня. Но реально я работаю только на двух — здесь и ещё на одной, не буду озвучивать название, дабы не сочли за рекламу. Скажу только, что это зарубежный сервис…. Выбрал их по нескольким критериям: удобство, условия, поддержка. Многие мои заказчики давно стали постоянными, с некоторыми работаю 10, 12, 15 лет. Заказов хватает, но иногда выполняю проекты и на фриланс-площадках.

Чем беднее страна, тем дешевле стоят услуги и тем больше людей, желающих выполнить работу хоть за какие-то копейки.

— Учитывая, что у вас уже более 200 позитивных отзывов, дела на фрилансе обстоят очень даже хорошо. Или есть какие-то подводные камни?
— Я перфекционист и всегда думаю — можно было бы и лучше. А в целом работа на данной площадке — это только «один ИЗ» потоков заработка. Отзывы — да, пожалуй, это всё же определённое мерило профессионализма, адекватности исполнителя, его уровня. Но многие заказчики даже не смотрят профиль, а ориентируются сугубо на низшую ставку. Вот это и есть подводные камни. Как на любой фриланс-площадке, так и здесь, есть две основные проблемы. Демпинг (об этом я писал в своей статье) и посредники. Хотя демпинг можно отнести, скорее, не к проблеме площадки, а к ситуации в стране. Чем беднее страна, тем дешевле стоят услуги и тем больше людей, желающих выполнить работу хоть за какие-то копейки. А вот посредники — это действительно проблема.

Я стараюсь перед началом работы всегда уточнить, кто принимает конечный результат. Вы или над вами шеф, отдел маркетинга и Нина Петровна из бухгалтерии? Потому что если готовый проект принимает не тот, кто сделал заказ на площадке, очень часто сдать его чрезвычайно трудно. У самого есть пару проектов, где я уже на этапе сотрудничества отказался продолжать работу, и даже пару арбитражей. И причина — именно посредники. Посредник крайне редко может чётко сформулировать техническое задание, в итоге вы будете править проект до бесконечности.

Его величество демпинг!
…Отдемпингую всех, затем перевыдемпингую, продемпингую незаметно и задемпингуюокончательно! Хотите узнать, что значит данный заголовок в переводе на обычный язык? Что ж,это обычная ставка фрилансера, которая звучит приблизительно так: Готов выполнить ваш заказ, прямо сейчас! Сделаю быстро! Сумма…

— Как вы пережили карантин — с положительным или отрицательным балансом?
— С карантином и кризисом получилось крайне интересно. Я помню кризис 2008 года, и как тогда обвалился рекламный рынок. Честно говоря, после введения карантина ожидания были весьма мрачные… НО оказалось, всё наоборот! Мелкий и средний бизнес быстро понял — нужно уходить в онлайн! А уход в онлайн — это новая реклама, видео и звуковая. Но её-то нужно сначала сделать! Вот и получилось, что с введением карантина поток заказов вырос многократно. Поэтому в моей сфере карантин сыграл только в плюс.

Смена кадров — это потеря темпа работы и, как следствие, доходов.

— Сколько у вас человек в команде? Как подбирали персонал? Меняются ли кадры? Где еще ищете фрилансеров?
— Физический штат — всего 4 человека. Я (диктор, звукорежиссёр, директор), креативщица (она же диктор по совместительству), бухгалтер (просто бухгалтер) и ещё один диктор (он же переводчик). Этого вполне достаточно, чтобы всё функционировало быстро, чётко и слаженно.

Подбор персонала — это муки, на самом деле. Кроме бухгалтера (с ней всё и так понятно), остальных ребят вырастил за 10 лет почти с нуля. Когда они пришли ко мне, кроме желания не было ничего. Но желание было настолько хорошо видимо и ощутимо, что я понял — есть смысл воспитать эти кадры. И теперь это приносит свои результаты.

За последние 10 лет команда устоялась. Просто это не та сфера, где можно допускать текучку. А с учётом того, что профи в нашем деле всё меньше (именно профи, я имею в виду тех, кто отработал на радио хотя бы несколько лет), смена кадров — это потеря темпа работы и, как следствие, доходов.

— У вас есть любимая музыка? Если да, то какая?
— У меня есть любимая музыка — это музыка. Я не привязываюсь к конкретным жанрам, исполнителям, командам. Разное настроение — разная музыка. Я с удовольствием могу послушать и Наутилус, и Фрэнка Синатру, и Doors, и AC/DC. Всё зависит от того, где, с кем и когда.

— Какое у вас отношение к любительскому переводу и озвучке? Например, к быстрой озвучке 90-х, представителем которой является Юрий Живов.
— Живов, Гаврилов, Володарский — это легенды, на мой взгляд. Да, это не идеальные дикторские голоса. Да, может, не совсем точный, корректный перевод. Да, несинхронный дубляж, но фильмы с их озвучкой хочется пересматривать даже сегодня. Сам недавно смотрел самого первого «Хищника», искал именно в хорошем качестве и именно с озвучкой Гаврилова. Лучше него этот фильм никто не дублировал. Такие дикторы, на мой взгляд, — это просто таланты, которые не раскрылись в своё время на больших площадках, экранах, но реализовали себя в дубляже. Все они обладают главным качеством — харизмой, а это зачастую важнее профессиональных навыков.

— По вашему мнению, что важнее и почему: качество записывающей аппаратуры или талант диктора?
— Здесь одно без другого не поедет. Что толку, если у вас прекрасные дикторские данные, но голос вы пишете в микрофон за 5 долларов? И наоборот, у вас отличная дорогая аппаратура и студия, но есть дефекты речи и нет актёрского таланта? Микрофон — самый беспристрастный оценщик. Он не скроет, а подчеркнёт все ваши недостатки. Поэтому в дикторе всё должно быть прекрасно — и голос, и аппаратура.

— Вам сейчас 46 лет. Долго еще планируете заниматься вашим любимым делом?
— Ну на покой ещё рано. А если честно, в таком режиме, как сейчас, думаю, ещё лет 5. Смену молодую уже готовлю. Хотя полностью отойти от дел не планирую. Просто лет через 5 я буду только диктором и, пожалуй, оставлю звукорежиссуру, сценарии, креатив и прочее.

— 3 совета для продуктивного дня.
1. Совет первый — завтрашний продуктивный день начинается с сегодняшнего вечера. Вовремя ложитесь спать. Не перерабатывайте, даже если цейтнот, установите рамки рабочего дня и строго их придерживайтесь.

2. Совет второй — обеспечьте себе комфорт на рабочем месте. У вас всё должно быть под рукой, удобно, вам не должно быть жарко или холодно, кофе, чай в шаговой доступности и обед во время обеда, а не «сдам проект, потом поем».

3. Совет третий — отключайте эмоции. Эмоции в работе и общении с заказчиком — плохой помощник. Приберегите их для семьи, жены, девушки, парня. А работу выполняйте, как работу — профессионально, чётко и так, чтобы все остались довольны: и вы, и заказчик!


P. S. А голос самого Даниила вы можете услышать, перейдя по этой ссылке.