Около 8 лет назад в Украине начал расти спрос на IT-образование. Многие школы «айтишников» стали заманивать студентов зарплатами в несколько тысяч долларов после короткого обучения. Но два брата Роман и Остап Родоманские, которые основали CURSOR, не хотели мотивировать учащихся одними деньгами.

Основой их проекта стал опыт американских школ. А учебный процесс, говорит соучредитель Остап, напоминает индийский фильм, куда помещены множество сюжетов.

Freelancehunt делится историей школы CURSOR и рассказывает, почему это школа, в которой вы будете страдать.

Соучредитель CURSOR Остап Родоманский с флагом школы в базовом лагере Эверест‌‌

В первую очередь — hard skills

Первой и основной сюжетной линией в школе CURSOR является процесс получения студентами навыков, необходимых в работе.

В школе 5 основных направлений:

  1. Front-end (2 месяца Basic и 3 месяца advanced);
  2. Python (2 месяца Basic и 4 месяца advanced);
  3. UI/UX design (4 месяца);
  4. Java (4 месяца);
  5. QA (3 месяца).

Базовый уровень ориентирован на новичков. Туда берут студентов с нулем знаний.

«Там излагаются базовые вещи, которые люди могут изучать и самостоятельно, некое ознакомление. Люди проходят базовый уровень и понимают, хотят ли они этим заниматься или нет. Advanced — более трешевый курс. После него люди готовы уже идти на работу. После базового курса тоже можно, но таких вакансий меньше и работу найти сложнее. Он разработан для того, чтобы плавно влиться в профессию. Поэтому мы рекомендуем после базового курса пройти углубленный, что значительно поднимет шансы на трудоустройство», — говорит Остап Родоманский.

Выпускники CURSOR

В школе параллельно учатся 292 студента. В 2017 году CURSOR полностью перешел на онлайн-обучение. IT-английский — обязательный предмет.

«Это 7 уроков по английскому языку на темы, которые поднимают шанс пройти собеседование, но это не индивидуальная работа с каждым студентом. Хотя, как правило, людям очень нравится наш преподаватель Захар, и они записываются к нему на индивидуалки», — говорит Остап.

Чтобы вступить в CURSOR, необходимо: оставить заявку на сайте, или же написать в Telegram. После этого на связь выходит координатор того направления, которое выбрал будущий студент. Он объясняет все моменты, которые следует знать поступающему. Также CURSOR может проверить технические знания до старта курса, чтобы знать уровень студента и подкорректировать программу под группу.

Каждого студента предупреждают о сложности курса и обучения, поскольку, говорит Остап, люди не всегда это осознают. Часто студентам перед обучением в шутку говорят: «Будьте готовы к страданиям на курсе».

«Мы часто записываем видеоотзывы с нашими выпускниками, и в тот момент я люблю спрашивать студентов, плакали ли они в процессе обучения. И, честно говоря, 3 из 10 признаются, что бывало и такое. Учиться действительно сложно, но результат вполне оправдывает эти усилия и эмоции», — говорит Остап.

Вознаграждением за «страдания» он называет статистику с высоким процентом трудоустройства выпускников. К концу курса в среднем доходит 7 из 10 студентов. Из них 2–3 находят работу во время курса или в течение месяца после выпуска. Еще двое — в течение полугода. И только один человек в среднем по каким-то причинам не трудоустраивается.

Обучением в школе занимаются 2 категории людей: менторы (разработчики / дизайнеры/ qa инженеры, имеющие коммерческий опыт) и саппорты (такие же разработчики / дизайнеры / qa инженеры, с таким же актуальным опытом).

«Менторы готовятся к занятиям, проводят их, отвечают на вопросы, которые возникают непосредственно на занятии, готовят домашние задания. Всю обратную связь, коммуникацию, вопросы по домашним заданиям берут на себя саппорты. По экспертизе они такие же специалисты, как и менторы, но у них другие функции», — объясняет Остап.

Структурой менторов и саппортов руководит Team Lead курса. Как правило, это опытный разработчик, у которого крутые soft skills. Он координирует менторов и саппортов, отвечает за успешность курса, NPS группы, актуальность программы и домашние задания.

Soft skills и много психотерапии

К вопросу soft skills в школе CURSOR относятся более широко, чем обычно мы привыкли. Там не ограничиваются умением студентов пиарить себя, правильно общаться с заказчиками и проходить интервью.

Остап получает второе высшее образование по направлению психотерапии и добавляет в обучение элементы психоэдукации (психологического образования). Это, по его словам, значительно помогает людям понять себя, свои потребности и окружение. При этом CURSOR не занимается «консультированием» и «терапией» людей — считают это некорректным.

«Часто люди попадают в IT, потому что окружение говорит: иди учиться, там хорошо платят, будешь 10 тыс. долларов зарабатывать. Такие деньги зарабатывать возможно, но надо пахать очень настойчиво и очень долго. Когда люди руководствуются мотивами зарабатывать деньги, а не кайфовать от этой специальности, то результата это не принесет. Ранее в таких случаях мы говорили: это неправильная мотивация, у тебя ничего не получится, и направляли к нашим конкурентам. Сейчас мы принимаем таких студентов и уже в процессе общения с человеком пытаемся помочь ему понять, за чем именно он на самом деле пришел и чего хочет», — говорит Остап.

Остап Родоманский на одной из лекций

По его мнению, у людей часто не хватает понимания психологических процессов, которые с ними происходят.

«Есть серия лекций, где мы рассказываем об эмоциональном интеллекте, базовых понятиях, что такое психика, из чего состоит мозг, как это взаимосвязано, как оно работает. Люди очень часто мне пишут, могу ли я порекомендовать им психотерапевта, и это круто», — делится Остап Родоманский.

Психотерапевтические инструменты используют и в случаях, когда студент сталкивается со сложностями и не может двигаться в обучении дальше. Еще перед поступлением каждый студент проходит большой тест, куда при желании может вписать контактные данные близких для себя людей. Это добровольно, но 8 из 10 студентов CURSOR указывают такие контакты.

«Мы объясняем, что процесс обучения — это не просто. Наступит время, когда вы банально не будете что-то понимать и захотите разбить клавиатуру о стену. В таких случаях координатор звонит этому близкому человеку и говорит, например: «Ваш муж учится у нас на курсе, он большой молодец, но ему сейчас сложно, и мы хотели бы, чтобы вы его поддержали». Когда слова поддержки говорят близкие люди, это совсем другой эффект, чем когда то же самое говорят в школе», — отмечает Остап.

Портрет студента и впечатляющие истории

В CURSOR выделяют два основных портрета своих студентов. Первый — это люди 18–23 года, которые учатся на технических специальностях, но не удовлетворены качеством своего образования. Поэтому ищут другой вариант для реализации себя в качестве востребованного специалиста. Вторая категория — это свитчеры, люди 25–34 года, которые не имеют никакого отношения к айтишной среде, работают на обычной работе и ​​хотят ее изменить.

Одну из таких историй в школе запомнили из-за большого желания студента изменить свою жизнь.

«Парень работал торговым агентом, у него была хорошая зарплата — 13–14 тысяч гривен. Во Львове в 2014 году это было неплохо. Но у него был сложный график: в 7:00 он шел на работу и около 23–00 возвращался с работы. Когда у него родился ребенок, он переживал, что не видит, как он растет из-за работы. Он имел определенную отложенную сумму на проживание: 50–60 тысяч гривен. Он уволился с работы, пришел и говорит: «У меня есть полгода, иначе потом я умру с голоду». И это было для него сильной мотивацией. Он приходил к нам в офис как на работу с 10 утра и до вечера сидел в офисе. По его словам, дома возникали недоразумения: муж не работает, куда-то ходит каждый день. Но он как-то сказал: «придет время и она меня поймет». Его группа выпускалась в понедельник, а в среду у него был первый рабочий день. И хотя это не была история о самом быстром трудоустройстве в истории CURSOR, но это было очень эмоционально», — делится Остап.

Другой студент — Андрей — специально переехал во Львов из другого города, чтобы учиться в CURSOR. Это было сразу после открытия школы, когда обучение проводили в офлайн режиме. Тогда основатели только разбирались с соцсетями и тем, как рекламировать школу. Андрей сам подписался на их страницу и захотел учиться. В процессе постоянно просил дополнительные домашние задания, а после выпуска сразу нашел работу. Сейчас он владеет IT-компанией, с которой сотрудничает CURSOR — туда отправляют успешных студентов на работу.

Один из первых выпусков CURSOR‌‌

Домашняя работа в обмен на трудоустройство

Процесс поиска работы — это развязка индийского фильма под названием CURSOR.

Школа имеет более 60 IT-компаний-партнеров по всей Украине: Львов, Киев, Харьков, Днепр, Одесса. С ними у школы договоренность о трудоустройстве своих студентов, которые выполняют 80% домашней работы.

«Домашки у нас очень много, и результативность по практическим работам может показать уровень знаний студентов. Мы транслируем людям мысль: вы выполните 80% домашки и у вас будет шанс попасть в одну из компаний, которые являются нашими партнерами», — говорит Остап.

Когда встает вопрос трудоустройства, всех студентов школы делят на две категории именно по этому принципу. Теми, кто выполнил 80% домашних заданий, занимается рекрутер. Он контактирует с партнерами, направляет им резюме студентов, договаривается о собеседовании.

Остальные имеют автоматизированную систему трудоустройства. Хотя им и не помогают персонально, но они также могут рассчитывать на хорошую вакансию.

Коммерческий опыт — главное требование к преподавателям

Подбором преподавателей курсов на каждом направлении занимается Team lead. Он проводит интервью с кандидатами, которых отобрал рекрутер. На интервью проверяют профессиональные знания, умения красиво излагать материал, а главное — коммерческий опыт. Без него преподавать в школе не получится.

Руководству CURSOR важно, чтобы преподаватели именно в это время работали по своей специальности. К тому же желательно в штате, а не на фрилансе.

«Не подходит, когда человек два года назад работал в IT-компании, а сейчас приходит только преподавать и не работать. Также мы осторожно относимся к тем людям, которые работают на фрилансе. Мы не считаем, что фрилансеры хуже по скиллам, но бывали случаи, когда у таких преподавателей возникали проблемы с дисциплиной и подходом к работе», — говорит Остап.

В школе не практикуют подход, когда выпускники остаются преподавать курс, не поработав в компании.

Поскольку Team Lead каждого направления проводит интервью с преподавателями, то должен быть кто-то профессиональный, кто проводит интервью и подбирает людей на вакансию Team Lead. Эту функцию в школе выполняет один из соучредителей Роман Родоманский. У него собственная IT-компания и долгий путь в индустрии.

Роман Родоманский возле офиса Google

Кадрового голода в школе не испытывают. Остап Родоманский объясняет:

«Мы платим хорошие деньги за хорошую работу».

Цены на обучение в школе составляют от 3,5 тыс. грн до 3,8 тыс. грн в месяц. Цена за трехмесячный курс составляет 10500–11400 грн. Это зависит от его уровня.

В школе говорят, что борются за хорошую статистику своих студентов и еще на этапе поступления откровенно говорят о том, что их ожидает в процессе обучения. А также, если студент имеет определенный бэкграунд и по мнению координаторов ему не нужен курс, ему об этом обязательно скажут.


Материал подготовлен в рамках спецпроекта: «Прокачай навыки». Новые публикации скоро!

Прокачай навыки, или Soft & hard skills для успешной работы в IT
Приветствуем всех фрилансеров на нашем проекте! Объявляем о начале новогоспецпроекта на Freelancehunt под названием: «Прокачай навыки!». В его рамках выпознакомитесь с успешными представителями по разным IT-направлениям и не только,получите рекомендации от топов, узнаете ближе о внутренней кухне …
Об идее спецпроекта